Россия, Тюменская область, пос. Московский
Телефон:
+7 (345) 256-85-.. Показать номер
Пн-пт: 08:00—13:00; сб: 09:00—14:00
whatsapp telegram vk email

Дети орхидеи

Френд  image

Полив

Для орхидей очень важен полив. Лучше не долить, чем перелить ее. Этот цветок плохо переносит чрезмерное увлажнение. Когда требуется полив, я выясняю по состоянию корней. Когда корни влажные, они более темного цвета, когда становятся светлые — значит пора поливать (через прозрачный горшок все очень хорошо видно). В среднем я поливаю 1 раз в неделю, а летом, в жаркое время — 2 раза в неделю.

А поливаю я так. Горшок держу над раковиной и лью прямо в него, так как земля в основном из коры состоит, то почти вся вода сразу и стекает, так повторяю несколько раз. Потом ставлю цветок в поддон и оставляю минут на 15, в нем собирается еще стекшая вода, корешки и земля в себя еще так водички вберут, а лишнее потом сливаю.

 

Освещение

Орхидеи не любят прямых солнечных лучей. Необходимо держать их не на подоконнике, а возле окна или на том окне, на которое не попадают прямые солнечные лучи. Причем это относится не только к летнему времени. На своем опыте убедилась, что и осенью лучи солнца могут принести вред. Одно время у нас 2 или даже 3 недели погода была пасмурная, солнышка вообще не было, так я свою орхидею переставила на более солнечную сторону, чтобы света побольше было. А потом вдруг стало солнечно, и на следующий день на листе орхидеи я обнаружила большое белое пятно — солнечный ожог((( Позже этот лист завял.

Детки

Начинаю лучше понимать, почему от социальных взаимоотношений в детстве у меня остался тяжелый осадок. Для меня атмосфера в детском коллективе – садике, школе, пионерлагере – всегда была слишком жесткой, а обращение с нами взрослых, особенно когда нас собирали большими массами – грубой муштрой. На нас орали, нас строили и заставляли долго ждать, бессмысленно маршировать, кричать речевки, что не приносило мне лично осмысленной информации, но очень напрягало и утомляло, а также оставляло чувство разочарования, ощущение бессмысленности и враждебности мира. Для меня многое происходящее в коллективных присутствиях, включая поведение и обращение окружающих детей, было слишком громким, грубым и жестоким. При этом я понимала, что мне лично не хотят плохого, грубой была сама система, в которой меня насильно усредняли с детьми других интересов и другого уровня чувствительности. Одновременно я страдала от информационного голода по темам, интересным из окружающих только мне. Мне не хватало и друзей — их удалось найти только в куда более взрослом возрасте. Сейчас я часто страдаю от запахов людей, особенно, если они курят или пьют. Тяжело переношу вспышки фотоаппаратов, почти не выношу звучащей в общественных местах музыки, очень мучаюсь от рекламы, вторжений торговых агентов, чужого развязного поведения. и просто от людей, громко матерящихся (на самом деле они так просто разговаривают) в общественных местах, ведущих себя шумно и полуагрессивно (для многих это совершенно естественно, они даже этого не замечают). И вот сейчас я обнаружила материалы, которые частично проясняют эти ощущения. Эта статья — о высокочувствительных людях, и в частности – детях. Возможно, вы узнаете в них себя или своих близких. Я сделала выжимку из материалов в серии постов и переводов статей в журнале olgapisaryk. Прочитать гораздо подробнее можно у нее по тегу “*очень чувствительные дети”.

_________________

Особенности гиперчувствительных людей не являются правильными или неправильными, плохими ли хорошими, лучшими или худшими, они просто по-другому устроены. Тем не менее, они не подходят для стрессовой работы, на которой будут постоянно подвергаться риску сенсорной перегрузки. Дилемма гиперчувствительных людей, как формулирует ее Арон, в том, что они «меньшинство, чье право на меньшую стимуляцию постоянно игнорируется в нашем обществе»

Новая теория впервые рассматривает генетические уязвимости, как потенциально сильные стороны.

В соответствии с этой теорией ген, отвечающий за реактивность к стрессам, также отвечает за реагирование на положительное влияние и чувствительность к социальным и эмоциональным знакам. Оказывается, высокий риск заболеваний и расстройств поведения сочетается у «очень чувствительных детей» с огромным интеллектуальным потенциалом. «Они могут вырасти и превратиться в экстраординарных личностей».

Если растение собирается переслать свои семена по воздуху на дальние расстояния, ему приходится оборудовать их устройствами для полета — маленькими парашютиками, как у одуванчика, или пучками волосков, как у пушицы. Тогда благодаря повышенному сопротивлению воздуха они будут так медленно опускаться на землю, что любое дуновение вновь закружит их и перенаправит дальше. Этот принцип, конечно же, действует тем лучше, чем меньше ненужного груза несут с собой семена.

Орхидеи, похоже, хорошенько «обдумали» все это, потому что приняли радикальное решение: они отказались от провианта. Комфортабельный «летный аппарат» для семян ссыхается до узкой капсулы, и даже путешествующий в ней эмбрион сокращается на несколько клеток. Примерно 50 тысяч отощавших семян орхидеи весят 0,1 грамма. Их уносит ветром на сотни километров, точно пылинки.

Но какой прок от дальнего путешествия, если по прибытии оказываешься без провианта? Как можно пробиться в новом мире без сил и питания? Матери-орхидеи, как уже установлено, не очень-то заботливы по отношению к детям. Но тот факт, что дикие орхидеи все еще существуют, подтверждает успешность этой «невозможной» стратегии, пусть даже она опровергает удачные рецепты эволюции.

Орхидеи уже поразили нас виртуозностью соблазнения, тем, как они заставляют других существ работать на себя. И теперь, когда речь идет о взращивании семян, они снова делают ставку на другие организмы, правда, не из царства животных. Эти цветы целиком и полностью полагаются на грибы.

Когда семенная капсула опускается на уже населенную территорию, ее непременно замечают. Можно рассчитывать на визит местных обитателей. Во внешней оболочке семени даже открываются «входные люки», чтобы облегчить вход гостям. Тем не менее может пройти около двух лет, прежде чем к будущей орхидее заглянут желанные посетители — так называемые грибы-няньки, к которым относятся, например, опята. Как только нити мицелия достигают капсулы, они тут же проникают внутрь, и первый контакт проходит совсем не дружелюбно. Ведь гриб всегда рыщет в поисках жертвы; он пытается растворить растительные клетки и в жидком виде отправить их по системе своих нитей. Так питаются грибы.

Но для эмбриона орхидеи этот момент — решающий. Он, со своей стороны, используя ферменты, начинает переваривать проникающие в капсулу нити мицелия. Его первая пища на чужбине — грибное блюдо! При этом истреблять гриб не принято, нужно лишь не давать ему передышки — так чтобы он вновь и вновь обновлял «съеденные» кончики нитей. Таким образом подрастающий зародыш орхидеи получает детскую смесь — ее поставляют грибы-няньки.

Орхидеи пользуются услугами грибов, а потому могут отказаться от тяжелых продовольственных пакетов.

Конечно, случается, что грибы поблизости не растут, но это не проблема — мама-орхидея разослала по свету не один миллион легковесных семян. Хоть одному да удастся прорасти.

Некоторые виды орхидных, например гнездовка настоящая, предпринимают еще один шаг. Что удается ростку, то удастся и взрослому растению — кажется, таков их девиз, поскольку они вручают свою жизнь грибам навсегда. И на все сто процентов. Они даже прекращают собственный фотосинтез и отказываются от хлорофилла. Эти орхидные на вид коричневато-желтые, а вовсе не сочно-зеленые. Они отреклись от самой растительной из всех растительных привычек — использования солнечной энергии (рис. 9).

В этой статье (разделенной на 3 части) преподаватель института Ньюфелда д-р Дебора Макнамара рисует портрет чувствительного ребенка (ребенка-орхидеи), описывает типичные трудности, с которыми сталкиваются родители чувствительных детей, и предлагает идеи, как взрослые могут создать наиболее благоприятную среду для взращивания своих чувствительных детей и как помочь им расцвести. Термин дети-орхидеи часто фигурирует в литературе для родителей, а здесь используется скорее как описательная метафора, и мы надеемся, не превратится в ярлык.

Примерно на каждого пятого ребёнка окружающая среда оказывает более сильное возбуждающее действие, этим он и выделяется среди своих сверстников. Это дети, которые быстрее других перегружаются, более тревожны, впечатлительны и ранимы, более бурно и остро реагируют, отличаются вспыльчивым характером. По утверждению Томаса Бойса из Калифорнийского университета, эти дети-орхидеи отличаются с точки зрения нейробиологии и обладают повышенной восприимчивостью к окружающей их среде, что обусловлено их генотипическими отличиями.¹ Они намного более чувствительны к окружающей среде, чем дети-одуванчики, которые более спокойны по сравнению с первыми и не осознают столько всего.

Чувствительные дети демонстрируют более высокую восприимчивость и лучшую способность впитывать окружающую среду через органы чувств. Это можно сравнить с радиоантеннами, настроенными на максимальную силу приёма, чтобы не пропустить ни одного сигнала. В то время как у каждого ребёнка свой тип и уровень восприимчивости, сенсорная реакция будет сильнее обычной, будь то область зрения, слуха, осязания, вкуса, запаха, кинестезии/проприоцепции, эмоций/восприятия. Возможные комбинации бесконечны, и у каждого ребёнка будет свой спектр восприимчивости каждым из органов чувств.

Дети-орхидеи могут жаловаться, что от ярлыков на одежде у них чешется, что звуки слишком громкие, запахи слишком сильные или что какая-то еда так ужасна на вкус, что жжёт язык. Они также чаще страдают от аллергии и проблем с кожей. Завладеть их вниманием может быть нелегко, потому что они находятся под постоянной бомбардировкой сенсорной информации и испытывают перегрузку. Кажется, что помимо этого по сравнению с другими они одарены умом от природы – благодаря своей повышенной восприимчивости к информации и стимуляции. Взрослые могут считать, что они чрезмерно драматично или остро реагируют, но они всего лишь отображают тот огромный мир, который находится у них внутри.

Нейробиологические отличия детей-орхидей делают их более чувствительными к методам воспитания – они либо чахнут, либо расцветают.² Когда они растут в стрессовых условиях, это накладывает на них большой отпечаток, в отличие от «одуванчиков», которые справляются намного лучше. В результате воздействия таких условий дети-орхидеи чаще страдают от проблем психического характера, зависимостей и делинквентности. Однако, когда они воспитываются в идеальных условиях в присутствии заботливых взрослых, их развитие может превзойти своих собратьев «одуванчиков». «Ребёнок-орхидея превращается в цветок необыкновенной утончённости и красоты».³ Несмотря на нейробиологические отличия и повышенную реактивность чувствительных детей, именно то, в какой среде и в каких отношениях они растут, значительным образом влияет на их развитие.

¹ Boyce, T. (2014). Orchid Children and the Science of Kindness. Dalai Lama Centre for Peace and Education, Vancouver, BC. https://www.youtube.com/watch?v=_mSrc0GFpJw

² Ellis, B.J., Boyce, W. T. (2005). Biological sensitivity to context: Empirical explorations of an evolutionally-developmental theory. Development and Psychopathology. V. 17,(2), pp. 303-328.

³ Там же.

Дебора Макнамара

ПереводЮлии Твердохлебовой

Редакция Надежды Шестаковой

Продолжение следует… во второй части данной статьи Дебора Макнамара рассмотрит трудности, с которыми обычно сталкиваются родители при воспитании чувствительных детей.

Это вторая часть статьи доктора Деборы Макнамары о чувствительных детях (детях-орхидеях). В первой части автор нарисовала портрет чувствительного ребёнка-орхидеи. Термин «дети-орхидеи» часто фигурирует в литературе для родителей, а здесь используется скорее как описательная метафора, и мы надеемся, не станет ярлыком.

С какими трудностями мы обычно сталкиваемся, растя чувствительных детей?

При воспитании чувствительных детей мы сталкиваемся с рядом сложностей, поскольку эти дети очень восприимчивы к сенсорной информации. Они разительно отличаются от своих покладистых сверстников и требуют особого внимания от заботящихся о них взрослых. Родители чувствительных детей рассказывают мне о том, каким нелёгким испытанием может быть воспитание ребёнка, который настолько остро на всё реагирует по сравнению с другими. Они часто относят на свой счёт такое поведение детей, считая его своей виной и не понимая, что эти дети подвержены чрезмерному воздействию окружающей среды. Родителям чувствительных детей подчас нелегко объяснить другим взрослым, чем их дети отличаются от остальных. Их часто осуждают за гиперопеку и неправильно истолковывают их действия. К счастью для многих детей-орхидей их родители – один или оба – тоже могут быть чувствительными, что помогает им лучше понимать своих детей.

  1. Чем выше чувствительность ребёнка, тем быстрее он возбуждается.

Учитывая повышенную восприимчивость чувствительных детей, нет ничего удивительного в том, что они легко перегружаются и перевозбуждаются под действием окружающей среды. Особенно ярко это проявляется в ранние годы их жизни, когда мозг еще незрел и сильнее подвержен перегрузкам сенсорной информацией. Вот как одна мама рассказала о своем чувствительном четырехлетке:

Джейкоб так сильно любил свою учительницу музыки, что, когда ей пришлось поменять место проведения занятий, мы последовали за ней – из залитой солнцем классной комнаты рядом с нашим домом в тёмный подвал музыкальной школы, где она теперь преподавала. На первом занятии Джейкоб никак не мог успокоиться и всё время выбегал из класса. Во время второго занятия он пришёл в такое возбуждение, что стал прыгать вверх-вниз и приземлился на учительницу. На следующий день, когда он был в спокойном состоянии, я спросила, нет ли чего-то такого, что ему не нравится на новом месте. “Лампы жужжат”, – объяснил он, – “Я ничего не слышу из-за этих ламп”.

Чувствительным детям часто кажется, что они невыносимы в моменты, когда вместе складывается сразу несколько неблагоприятных факторов: усталость, голод и раздражение. Ощущение собственной невыносимости приводит к новым огорчениям и всплескам эмоций, к обидам и сопротивлению.

В идеальных условиях среднестатистическому ребёнку требуется от пяти до семи лет, чтобы мозг научился полностью интегрировать сенсорную информацию с возрастающей скоростью и эффективностью. С завершением интеграции мозга ребёнок должен начать демонстрировать признаки контроля над своими импульсами, уравновешенности в эмоциональных реакциях и способности принимать в расчёт обстоятельства. Чувствительным детям может понадобиться больше времени на развитие мозга – ещё год или два сверх этого, в зависимости от уровня чувствительности и окружающей среды.¹

Эта возможная задержка в развитии мозга имеет значение для процесса обучения, так как контроль над импульсами и уравновешенные эмоциональные реакции появляются у этих детей позже по сравнению с их собратьями-одуванчиками. В то время как они могут быть интеллектуально развитыми уже в возрасте шести лет, их поведение может казаться незрелым из-за вспышек эмоций, огорчений и отсутствия самоконтроля. Из-за повышенной восприимчивости чувствительного ребёнка к внешним раздражителям нейронные связи в префронтальных зонах головного мозга формируются дольше, чтобы появилась возможность справляться с дополнительной сенсорной информацией. А пока этого не произойдет, чувствительные дети рискуют получить диагнозы, связанные с проблемами с вниманием или поведением, хотя на самом деле они просто “расцветают” позже остальных.

  1. Чем выше чувствительность ребёнка, тем быстрее он перегружается от полученных впечатлений.

Одна из типичных ошибок, которую мы совершаем с чувствительными детьми, – это переизбыток сенсорной информации, которую мы даем им, видя их природные способности. Для детей-орхидей больше не значит лучше, и велика вероятность срабатывания защит, защищающих от сенсорной информации. Правильнее будет не подвергать таких детей дополнительной стимуляции – им нужно больше времени и пространства для обработки информации. Пожалуй, лучший способ обеспечить маленьким детям такое пространство – это предоставить возможности для игры, а также творческого уединения по мере того, как они растут. Отвечая на их потребности, лучше всегда держать в уме старую-добрую поговорку: «Тише едешь – дальше будешь».

Чувствительные дети также могут перегружаться от эмоциональных впечатлений. Чувства – уязвимая территория для большинства людей, а особенно для ребёнка-орхидеи. Эмоциональные переживания, в которых присутствуют такие чувства, как страх, неравнодушие, радость, раздражение, вина, стыд, одиночество и отвержение, могут порождать довольно сильные реакции. Для маленьких чувствительных детей разлука может стать трудным испытанием, которому будут сопутствовать бурные эмоциональные всплески. Истерики могут стать неконтролируемыми – интенсивными и длительными – так наружу будет выходить раздражение и агрессия. В то же время сильные желания и чувство неравнодушия становятся причиной огромных разочарований. Чувствительные дети часто воображают гораздо больше, чем могут осуществить на деле, и сильно расстраиваются из-за своего несовершенства. Их чувства могут быть сильными, всепоглощающими и неконтролируемыми – именно поэтому им нужны уверенные заботливые взрослые, которые смогут помочь пережить эти бури.

Со временем, благодаря терпению и поддержке от окружающих взрослых чувствительные дети смогут установить связь со своим богатым внутренним миром. Им нужно узнать, как называются их эмоции, а также получить простор для их выражения. Это те предварительные стадии, которые им необходимо пройти для того, чтобы развить контроль над своим внутренним миром. А пока их взрослые должны быть ответственными за то, чтобы они сохраняли способность плакать и у них было безопасное принимающее место, куда можно прийти, когда мир вокруг становится невыносим.

  1. Чем более чувствителен ребёнок, тем сильнее его потребность в надёжной привязанности к заботливым взрослым.

Надёжная привязанность к заботливому взрослому даёт отдых и возможность передышки в мире, который кажется невыносимым. Но есть одна сложность: чувствительным детям может казаться, что с ними очень трудно справляться, что у них чрезмерные реакции и что они слишком сильно расстраивают ответственных за них взрослых. Взрослым необходимо донести до детей, что они в состоянии о них позаботиться, что они не разрушатся от такого поведения и эмоций и не будут использовать разделение в качестве наказания или “последствия”.

Чувствительным детям нужны сильные альфы, заботливые взрослые, к которым они могли бы быть привязаны, чтобы чувствовать себя в безопасности и под надёжным руководством. Взрослым, возможно, потребуется упорно работать над тем, чтобы завоевать их доверие, так как эти дети проницательны и хорошо чувствуют фальшь. Взрослым нужно щедро предлагать отношения, полные теплоты, радости и удовольствия. Они должны поощрять зависимость ребёнка от них, ориентировать его в окружающем мире и знакомить с людьми, которые будут заботиться о нём: с учителями, тренерами, стоматологами и другими врачами. Больше всего чувствительный ребёнок нуждается во взрослом человеке, который способен распознать его потребности и взять на себя ведущую роль в заботе о нем.

Продолжение следует…  В заключительной части данной статьи Дебора поделится мыслями о том, как создать подходящую окружающую среду для развития чувствительных детей.

¹ Гордон Ньюфелд (2013). Интенсив 1: Понимать детей. Институт Ньюфелда, Ванкувер, Канада.

Дебора Макнамара

ПереводЮлии Твердохлебовой

Редакция Надежды Шестаковой

Это последняя, третья часть статьи доктора Деборы Макнамары о чувствительных детях (детях-орхидеях). В первой части автор нарисовала портрет чувствительного ребёнка (ребенка-орхидеи). Во второй – сфокусировалась на типичных трудностях, возникающих при воспитании чувствительных детей.

Как создать наилучшую среду для взросления чувствительных детей?

Все дети нуждаются в благоприятных условиях для развития, но для чувствительного ребёнка это особенно критично – от этого зависит, “расцветет” он или “зачахнет”. Следующие стратегии помогут создать здоровые условия и отношения, благоприятные для всех детей, а особенно для чувствительных.

1. Ограждайте ребёнка от слишком сильных впечатлений.

Заботливые взрослые должны распознавать ситуации, когда окружающая среда, отношения или впечатления оказывают слишком сильное воздействие на чувствительного ребёнка, и ограждать его должным образом. Например, родитель может привести маленького ребёнка на урок музыки и обнаружить, что каждый раз, когда начинает звучать музыка, ребёнок бежит к двери. Для него визуальные или слуховые стимулы могут оказаться чрезмерными, и, как следствие, ему нужно проводить меньше времени в таких условиях или не проводить совсем. Важно, чтобы взрослый видел, что может выдержать ребёнок, пусть даже в небольшом количестве, а не ограждал его от всего полностью. Выталкивание ребёнка за пределы его возможностей, как правило, приводит к тому, что он либо замыкается, либо взрывается истерикой. В то же время бывает и так, что родителю требуется провести чувствительного ребёнка через ситуацию, в которой тот ощущает дискомфорт. Одна мама рассказала такой случай:

В школе у моей семилетней дочери устроили пижамный день. Она надела свою пижаму, но стоило ей только сесть в машину, как она сказала, что чувствует себя некомфортно и хочет переодеться. Я была уверена, что всё будет в порядке, как только она доберется до школы, и что ей важно увидеть, что она способна с этим справиться, поэтому решила помочь ей совладать с этим ощущением дискомфорта и пройти через это. Я сказала ей, что мы попробуем приехать в школу в пижамах, но если что-то пойдёт не так, то я привезу ей её одежду. Она всё время жалась ко мне, пока не увидела свою учительницу, которая появилась в розовом махровом халате и воскликнула: “Пижамный день!” Увидев своих одноклассников в пижамах и с мягкими игрушками в руках, моя дочь расслабилась и вошла в класс. Многим родителям это может показаться пустяком, но для меня это был большой успех.

В одних ситуациях чувствительного ребёнка нужно оградить, а в других – помочь ему встретиться лицом к лицу с тем, что кажется невыносимым или некомфортным. Бывает непросто понять, как лучше поступить, и здесь родителям нужно принять решение, учитывая потребности ребёнка, стараясь понять, что он чувствует, и уверенно помогая ему пройти через ситуацию.

2. Ведите ребёнка по уязвимой территории.

Чувствительные дети, как известно, стремятся избегать того, что огорчает или тревожит. Они могут обходить стороной книги с печальными историями и бояться смотреть детские телепередачи. Родителям нужно бережно продвигаться в этом направлении, когда есть такая необходимость: не подталкивать, а предлагать ребёнку выражать свои эмоции по поводу происходящего. Чувствительные дети часто не хотят смотреть на свои чувства по причине того, что это слишком уязвимо. Возможно, будет лучше обратить их внимание на эмоции зайдя издалека — через детские книжки с картинками или истории, произошедшие с другими людьми. Если у них будет возможность играть, когда они охвачены чувствами, это поможет им выразить свои эмоции в творчестве, движении, постройках или образах. Признавая их сильные чувства, помогая им выражать и называть их, мы подведём их к лучшему пониманию своего внутреннего мира. Считывать сигналы ребёнка и пытаться снимать напряжение прежде, чем грянет гром, лучше, чем ждать пока все дойдёт до крайней точки. Например, один отец рассказал следующее:

Я заметил, что мой девятилетний сын сильно грызёт ногти при просмотре передачи «Остров Гиллигана» – это комедийное телешоу о людях, оказавшихся на острове. Казалось, что он нервничает, и я спросил его, что не так. Он ответил: «Папа, а эти люди когда-нибудь смогут выбраться с этого острова?» Он всегда думает о таких вещах, всегда волнуется из-за того, как будут развиваться события.

Вести за собой чувствительного ребёнка в сфере чувств – одна из самых сложных задач, но это совершенно необходимо для его эмоционального здоровья и зрелости.

3. Перекрывайте любое разделение и проблемное поведение.

Если вам нужно обсудить с чувствительным ребёнком его поведение, лучше делать это вне инцидента, в контексте теплых отношений, и касаться проблемы осторожно. Когда происходит что-то, из-за чего он расстраивается, ему может понадобиться некоторое время, чтобы остыть и чтобы снизилась интенсивность переживаний. Когда вы объясняете ребёнку, что вышло не так, обязательно сообщите ему, что ваши отношения по-прежнему в порядке. Сделайте так, чтобы ему было легко слушать ваши наставления, и сохраняйте отношения незыблемыми. В пылу бушующих страстей вы можете просто сказать ему: «Такое поведение неприемлемо, но мы поговорим об этом позже и найдём решение». Он может сказать: «Я не хочу об этом говорить», на что вы можете ответить, что сделаете так, чтобы разговор получился спокойным, коротким и безболезненным насколько это возможно, но некоторые ситуации требуют обсуждения и разбирательства.

4. Когда нужно, помогайте ребёнку подойти к слёзам.

Для развития психологической устойчивости, чувствительному ребёнку необходимо плакать о том, что он не может изменить и что идёт не так, как он хотел. У чувствительных детей часто случается так, что их большие надежды и планы не реализуются. Они могут хотеть, чтобы хорошие впечатления никогда не заканчивались, они могут хотеть быть идеальными и не допускать ошибок, они могут хотеть повлиять на решение другого, когда не согласны. То, что они не могут изменить, фрустрирует их и иногда приводит к сильным истерикам, особенно в первые годы жизни. После таких взрывов интенсивность эмоций ослабевает, и тогда фрустрация может найти выход через слёзы. В этих мягких, уязвимых слезах зарождается психологическая устойчивость — понимание того, что, даже когда жизнь не складывается так, как хотелось бы, это можно пережить. Чтобы прийти к таким слезам, детям нужны уверенные, заботливые взрослые, которые не побоятся их интенсивных чувств и реакций. Если дети потеряют способность плакать, может возникнуть целый ряд проблем, связанных с поведением и обучением. Лучший способ вернуть чувствительного ребёнка в состояние покоя – это восстановить его эмоциональную уязвимость.

Так как все дети устроены по-разному, решением здесь станут взрослые, которые будут играть ключевую роль в создании условий для развития. Понимание потребностей чувствительных детей проливает свет на важность взаимоотношений со взрослыми и на присущую всем людям эмоциональную уязвимость. Если нам удастся понять чувствительных детей, мы сможем помочь им расцвести и раскрыть удивительный потенциал, заложенный у них внутри. Так как мы ответственны за наших детей, в нашей власти повлиять на путь их развития.

Дебора Макнамара

Перевод Юлии Твердохлебовой

Редакция Надежды Шестаковой

Ссылка на основную публикацию
Похожее